+7 (495)
697-37-00
697-37-03
Круизы — мир восторга!
Онлайн-консультант
   640-076-285
Выбираю круиз
Расширенный поиск
Речные
круизы

Выбор речного круиза по карте
Выбор круиза по карте

Круизы — мир восторга!
+7 (495)
697-37-00
697-37-03
г. Москва, Нижний Кисловский переулок, д. 7, стр. 1, офис 310
Телефон: +7 (495) 697-37-00
Телефон/факс: +7 (495) 697-37-03
E-mail: office@atollcruise.ru
Главная | Речные круизы | Реки России. Расписание речных круизов | Круизы по Енисею | Сибирские просторы — от Норильска и Дудинки в Красноярск:

Речной круиз "Сибирские просторы — от Норильска и Дудинки в Красноярск:"

Маршрут круиза

День Порт Прибытие Отправление
1 Норильск
2 Дудинка
3 Игарка
4 Туруханск
5 Аленские пески
6 Бахта
6 Лебедь
7 Лединская курья
8 Енисейск
9 Таскино
10 Атаманово
11 Красноярск

В стоимость включено:

  • Круиз на борту теплохода КУПРИЯН 10 дней/9 ночей;
  • Питание на борту: Завтрак, Обед, Послеобеденный чай со сладостями, Ужин;
  • Проживание в гостинице в г. Норильск 1 ночь;
  • Ужин в Норильске;
  • Экскурсионная программа и входные билеты в музеи;
  • Трансферы;
  • Медицинская страховка, услуги экстренной медицинской помощи включая доставку вертолетом при необходимости;
  • Портовые сборы.

Программа круиз-тура:

 

1 День. НОРИЛЬСК.

Встреча в аэропорту НОРИЛЬСКА

 

О наличии в районе современного Норильска полезных ископаемых людям было известно ещё в бронзовом веке: близ озера Пясино обнаружена стоянка людей бронзового века, где найдено примитивное оборудование для плавки и литья и сырье (шарики самородной меди). В XVI-XVII веках медь норильских месторождений использовали жители Мангазеи. Мангазея — город, располагавшийся за Полярным кругом на реке Таз, статус города этот заполярный посёлок получил в 1603 году. Мангазея была торговым и ремесленным центром, при раскопках Мангазеи в 1972-1975 годах профессором М. И. Беловым был обнаружен обширный литейный двор. В остатках медных изделий, найденных в Мангазее, присутствовали платиноиды, что говорит о том, что руда для плавки привозилась из норильских месторождений. Упадок Мангазеи во второй половине XVII века связан с распоряжением правительства царя Алексея Михайловича о запрете ходить в Мангазею морским путём. Эта мера правительства была вызвана опасениями за целостность сибирских границ, так как Северный морской путь привлекал государства Западной Европы (Англия, Голландия) как возможный путь в Индию. Морской путь в Мангазею был закрыт, на Ямальском волоке был поставлен стрелецкий кордон. В конце XIX века купец К. М. Сотников сделал попытку выплавить медь из норильской руды, он смог выплавить около трёх тонн черновой меди, после чего построенная им печь разрушилась из‑за неравномерной осадки вечной мерзлоты. Дальнейшее изучение норильского района связано с экспедициями Н. Н. Урванцева в 1919-1926 годах, подтвердившие наличие богатых месторождений каменного угля и полиметаллических руд в восточных отрогах плато Путорана. В 1921 году во время экспедиции Урванцева была построена деревянная изба, считающаяся первым домом Норильска (дом сохранился до нынешнего времени, теперь это музей «первый дом Норильска»). В 1935 году силами узников ГУЛАГа началось строительство Норильского комбината. В марте 1939 года на Малом металлургическом заводе получен первый штейн, в июне 1939 года — первый файнштейн, в 1942 году — первый никель (анодный, катодный). До 1951 года поселок Норильск и промплощадка Норильского комбината располагались у северного подножия горы Шмидта, там, где Урванцевым был построен первый дом (Нулевой пикет); в настоящее время это так называемый «старый» город, жилых домов там сейчас нет. В конце 1940‑х годов началось проектирование, а в 1951 году — строительство «нового» города на восточном берегу озера Долгого. Строительство города также начинали заключенные ГУЛАГа (Норильлага). В 1953 году поселок Норильск получил статус города, а большинство из бывших его заключенных статус горожан. В память о «лагерном» периоде истории Норильска в городе установлены мемориальные сооружения. Вот как пишет о наиболее известных из них Борис Иванов в книге «Плата за платину»: В центре Норильска, на Гвардейской площади, «в обстановке торжественности» даже закладной камень установили, пообещав возвести в этом месте памятник тем, кто создавал основу комбината и чудо-города. Эту базальтовую глыбу весом в 100 пудов доставили с горы Рудной. На прикрепленной к ней пластине так и написано: «Здесь будет сооружен обелиск, всегда напоминающий о подвиге норильчан, покоривших тундру, создавших наш город и комбинат». Произошла закладка по историческим меркам недавно, 26 июня 1966 года… Примечание: камень так и остался на площади, обелиска на его месте воздвигнуто не было. Несмотря на то, что для большинства горожан сам камень уже давно стал памятником и не требует замены, в городе временами вновь устраивают конкурсы проектов мемориального сооружения для Гвардейской площади. Для истинно первых были устроены массовые захоронения на склонах горы Шмидтиха. Говорят, что человеческих черепов и костей здесь немерено. Поляки, бывшие советские прибалты возвели в этом скорбной памяти месте мемориальный комплекс. Горят лампадки и в поставленной на склоне православной часовне. Но расположено все это так далеко «от народа», от оживленных норильских перекрестков, что без специальной экскурсионной поездки увидеть мемориал невозможно. Вехой в дальнейшем развитии норильского района стало открытие в 1966 году Октябрьского месторождения медно-никелевых руд, расположенного в 40 километрах к северо-востоку от Норильска. Тогда же был основан город горняков Талнах. Для обработки сырья новых месторождений к западу от Норильска, на удалении от города был заложен и к 1981 году построен Надеждинский металлургический завод, а с ним второй город-спутник Кайеркан, город металлургов. Норильск получил своё название от названия той местности, где он расположен: недалеко от города протекает река Норилка (бассейн реки Пясины), сам город расположен у Норильских гор. О Норилке реке и Норильских горах упоминают в своих отчетах путешественники Харитон Лаптев, А. Ф. Миддендорф, Ф. Б. Шмидт. Река Норилка получила своё название, вероятно, в то время, когда Таймыр был заселён русскими промысловыми людьми в XVI-XVII веках во время существования города Мангазеи. Вероятно, название реки произошло от слова «норил» — длинный тонкий шест, которым протягивалась тетива ставных сетей подо льдом от лунки к лунке. По другой версии название реки и, соответственно, города происходит от эвенкийского слова «нарус» или юкагирского «ньорил», что означает «болота».

Градообразующее предприятие — Заполярный филиал Горно-металлургической компании «Норильский никель» (в прошлом Норильский горно-металлургический комбинат). Норильск — крупный центр цветной металлургии. Здесь ведётся добыча цветных металлов: меди, никеля, кобальта; драгоценных металлов: палладия, осмия (порошок), платины (слитки, порошок), золота (слитки, порошок), серебра (слитки, порошок), иридия (слитки), родия (порошок), рутения (порошок). Попутная продукция: селен металлический, сера техническая, теллур металлический, серная кислота. Норильский комбинат производит 35 % мирового палладия, 25 % платины, 20 % никеля, 20 % родия, 10 % кобальта. В России 96 % никеля, 95 % кобальта, 55 % меди производится Норильским комбинатом.

 

Экскурсия по Норильску, посещение Музея Освоения, Мемориала Норильская Голгофа. Размещение в гостинице. Свободное время. Ужин.

ВНИМАНИЕ! В связи с реконструкцией аэропорта Алыкель программа в первый день может быть скорректирована в зависимости от времени прибытия самолетов в Норильск.

 

2 День. НОРИЛЬСК — ДУДИНКА — ПОТАПОВО.

Завтрак. Переезд в ДУДИНКУ и знакомство с городом (90 км, 1,5 часа).

 

Дудинка — административный центр таймырского района красноярского края. Город расположен за Северным полярным кругом, на правом берегу Енисея, в 2021 км к северу от Красноярска. Дудинка — морской порт в низовьях Енисея, крупнейший в Сибири. Круглогодично связан по Енисею морским сообщением с Архангельском и Мурманском, в период летней навигации- речным сообщением с Красноярском и Диксоном. Самая северная в мире железная дорога и автомобильное шоссе связывают Дудинку с Норильском (96 км) и аэропортом Алыкель.

«Городской Дом культуры» является главным центром культурной жизни Дудинки. Дом культуры сегодня — это и театр, и филармония, и концертный, и выставочный залы, и место встреч любительских объединений.

Таймырский окружной краеведческий музей был создан 4 сентября 1937 г. решением Президиума Таймырского окрисполкома Красноярского края. Музей хранит коллекции, отражающие природу, историю Таймыра, культуру проживающих здесь народов. Фонд музея насчитывает свыше 74.000 экспонатов, в том числе множество редких и уникальных. Этнографические коллекции, характеризующие жизнь быт и культуры коренных народов полуострова Таймыр-нганасан, энцев, ненцев, долган, эвенков являются гордостью музея. К уникальной части коллекций относятся предметы, связанные с религиозными представлениями нганасан — древнейшей народности Таймыра. Особый интерес для науки представляют культовые коллекции идолов, амулетов, комплекты шаманских костюмов. Документальный и фотографический фонды содержат более 40 тысяч экспонатов. Ежегодный сбор экспонатов сотрудниками музея составляет около 2 тысяч.

Порт «Дудинка» находится в ведении Заполярного филиала ОАО «ГМК „Норильский никель“ и эксплуатируется одновременно как морской и речной порт. Порт расположен на правом берегу реки Енисей в месте его слияния с рекой Дудинка в 215 милях от впадения Енисея в Енисейский залив. Русло Енисея в районе порта разделено островом Кабацким на 2 протоки — правую судоходную с глубинами по судоходному ходу 12-33м. и шириной до 2км и левую несудоходную с глубинами 2-10м. и шириной протоки — 1-3км. Порт соединен с городами Норильск и Талнах железной и автомобильной дорогами.

 

Ниже Дудинки Енисей устремляется к заливу — к своему широкому устью, затопленному морскими водами. Здесь великая сибирская река кончает свой многотрудный путь.

Посадка на теплоход КУПРИЯН. Отправление в 13:00. Вечером остановка в ПОТАПОВО <К> (здесь и далее <К> — означает, что высадка на берег производится с помощью специального катера, которым оборудован теплоход) — зеленая стоянка. Посещение зверофермы, где можно приобрести рога, унты и пр.

 

3 День. ИГАРКА.

Прохождение: устье реки Хантайки. ИГАРКА знаменита своим крутым берегом, ведь в период половодья Енисей поднимается вверх до 22 метров.

 

Игарка — город в Туруханском районе Красноярского края. Город расположен на берегу Игарской протоки Енисея, в 1330 км к северу от Красноярска. Находится за полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Сейчас это порт, доступный для морских судов из Енисейского залива, есть также аэропорт.

Впервые место Игарской протоки реки Енисей было описано русскими первопроходцами в XVIII веке, в результате деятельности Великих Северных экспедиций. В 1920‑е годы здесь началось строительство порта для вывоза леса. Название Игарка город получил от первого жившего здесь русского охотника и промысловика Егора Ширяева. Местные жители переделали его имя на свой лад, в результате чего „Егорка“ превратился в „Игарку“.

В ХХ веке Игарка очень активно развивается. Порт все время расширялся и укрупнялся, в самые активные годы за короткую навигацию принимая более 120 судов. Игарка также была местом ссылки многочисленных заключенных с 1930‑х по 1953 год. Во многом благодаря их труду, а также труду тысяч вольнонаемных энтузиастов были созданы лесопромышленные предприятия Игарки. Кроме леса в этом городе обрабатывается рыба, добываемая в богатых реках и морях, расположенных рядом с Игаркой. Большое значение имело строительство аэропорта, благодаря которому связь с „большой землей“ стала еще более крепкой.

В Игарке имеется несколько уникальных достопримечательностей. В городе находится единственный в мире Музей Вечной мерзлоты, созданный на базе подразделения Академии Наук. В этом комплексном учреждении представлено несколько выставок, посвященных истории Игарки и все, что связано с городом. Самым интересным является зал, посвященный вечной мерзлоте. Представляет собой этот зал расположенное под землей помещение, где при температуре — 5 градусов по Цельсию экспонируется почва, лед и остатки деревьев, возраст которых несколько тысяч лет.

Посещение Музея Вечной Мерзлоты. Прохождение: Ермаково (здесь планировалось построить железнодорожный мост для сообщения Норильск — Салехард. Мост не был построен и в лесу „покоятся“ паровозы для осуществления перевозок по несуществующей железной дороге). Остановка на рыбалку <К> на 3 часа (предоставляются снасти, наживка, инструктаж).

 

4 День. ТУРУХАНСК.

Прохождение: Курейка — пересечение Полярного круга (на мысу стоит знак Полярного круга. Сталин находился в ссылке в этом районе. Здесь был установлен памятник Сталину. Во время борьбы с культом личности памятник был скинут в Енисей, на дне которого и покоится до сих пор. Остановка в этих местах была вновь разрешена с 1976 года. Ранее здесь жили ученые, которые выращивали более 150 сортов „чистого“, не зараженного картофеля из семян до 1985 года.), „Павловская коса“. ТУРУХАНСК — город в таежной зоне с резко континентальным субарктическим климатом.

 

Туруханск заложенный у ее устья еще в 1609 году, до начала XIX века служил северным сибирским форпостом России. Затем он утратил былое значение. В прошлом этот город был известен как гиблое место, где отбывали ссылку многие революционеры. Многие из тех, кого царское правительство загнало сюда, не вернулись обратно…

Ныне Туруханск — большой районный центр, город рыбаков и охотников. Перед ним открываются большие перспективы, он ведь служит воротами в богатейший бассейн Нижней Тунгуски.

Прогулка по городу. В районе Туруханска ширина Енисея составляет 3000 метров.

 

5 День. АЛЕНСКИЕ ПЕСКИ.

Прохождение: осередок „Заряновский остров“. Зеленая стоянка »АЛЕНСКИЕ ПЕСКИ« <К> — купание в Енисее, сауна на борту, рыбалка, прогулки. Прохождение: Верхне-Имбатское.

 

6 День. БАХТА — ЛЕБЕДЬ.

Утром остановка в деревня БАХТА <К> (здесь снимался фильм „Счастливые люди“ — 4 серии о жизни русских людей в Сибири.

 

Замечательное место для покупки за „смешные цены“ осетров, стерляди, икры, ценной пушнины (соболь и т.п.)). После обеда остановка ЛЕБЕДЬ <К> — рыбалка, зеленая стоянка. Прохождение: устье реки Подкаменная тузка (к северу от русла этой реки в районе Ванавара упал знаменитый загадочный Тунгузский метеорит).

 

7 День. ЛЕДИНСКАЯ КУРЬЯ.

Прохождение: 844 км от Красноярска (на этом месте в Советском Союзе планировали построить гидроэлектростанцию. Если бы она была построена, то Енисей разлился бы до 100 км шириной), острова „Кораблик“ и „Барочка“ (вспомните песню „Кораблик-Барочка“. На одном из островов в 1946 году был пойман живущий там людоед, который съел трех своих жен), „Урочище Щеки“ (скалы, в этом месте глубина Енисея от 40 до 100 метров),сужение Енисея до 800 метров. ЛЕДИНСКАЯ КУРЬЯ <К>- зеленая стоянка, купание в Енисее, рыбалка. Прохождение: остров Нижний Старобудов, остров Хавей, Осиновский порог (скорость течения реки около 13 км/ч, очень извилистый, одностороннее движение), Вороговская система (здесь Енисей разливается на 15 км, при этом оставляя очень узкий судовой ход), устье реки Сым (по берегам проживают староверы), поселок Ярцево, река Кас (в 1890 году купцами был построен канал река Кас — река Кеть — река Обь, таким образом соединив бассейны великих русских рек Енисей, Обь и Иртыш. Канал использовался до 1943 года, был поврежден, пришел в негодность и был заброшен).

 

8 День. ЕНИСЕЙСК.

Прохождение: деревня Фомка (проживают староверы), деревня Колмогорово (проживают староверы), Пономаревские камни (одностороннее движение), устье реки Пит (известное золотодобычей и городом Северо-Енисейск). После обеда прибытие в ЕНИСЕЙСК, который расположен в 408 км вниз по течению от Красноярска. Основанный в 1619 году, Енисейск, знаменитый своей пушниной, приглашает туристов прогуляться по улицам города, увидеть Спасо-Преображенский монастырь (основан в 1642 году), церкви и соборы XVIII века и посетить Краеведческий музей, являющийся одним из самых больших в Сибири, основанный в 1883 году и отражающий историю освоения Сибири, коренных народов, религий и традиционных ремесел. Экскурсия по городу.

 

Енисейск — один из старейших сибирских городов. С его прошлым нераздельно связана история присоединения Восточной Сибири к России.

Город был заложен в 1619 году отрядом казаков как военная крепость (острог) на левом берегу Енисея в 12 верстах от его притока — Кеми. На протяжении полутора столетий этот город был главными воротами в Восточную Сибирь.

Енисейск находился в местах плодородных, богатых зверем, рыбой, железом в самом центре важных водных путей. Благодаря этому Енисейск стал крупным промышленным городом, городом из „сказок тысячи и одной ночи“, знаменитым Енисейском, о котором ходили невероятные рассказы и предания. Многое пережил город за свою богатую событиями почти четырёхсотлетнюю жизнь: расцвет и упадок, пожары и „золотую лихорадку“. Енисейск был городом искусных мастеров и политических ссыльных.

Красноярск, Иркутск, Нерчинск, Братск… основаны енисейскими казаками. Отсюда отправлялись на юг и восток первопроходцы. Маршруты экспедиций Семена Дежнева, Ерофея Хабарова, Витуса Беринга и многих других путешественников и исследователей Сибири проходили через Енисейск.

До конца XVIII века Енисейск оставался столицей огромного края. Быстро распространив свое влияние на обширные территории по среднему течению Енисея, бассейнами рек Ангары и Лены до Забайкалья, он начал взимать ясак с местных кетских и тунгусских племен. Пушные богатства привлекали на Енисей массу промышленников и скупщиков пушнины. Соболь стал символом Енисейска. Его изображение появилось на гербе города в 1635 году.

Во второй половине XVII века Енисейск становится крупным центром промышленного производства. В городе функционируют более 20 фабрик и заводов. Ведущими отраслями промышленности были металлообработка, солеварение, судостроение. В этот период город был единственным на всю Восточную Сибирь крупным пунктом по выработке железных изделий. Суда, построенные в Енисейске, использовали многочисленные экспедиции, а также перевозчики грузов по рекам — основным транспортным магистралям того времени.

К концу XVII века Енисейск стал в Сибири вторым после Тобольска центром ремесла и торговли. Через Енисейск прошли торговые пути на Тобольск и Москву, на восток и юг Сибири, на Амур и в Китай. Широкую известность приобретает продукция енисейских мастеров кузнечного, серебряного и литейного дела, резчиков по дереву, кожевников, иконописцев и золотошвеек.

В XIX веке Енисейск — самый крупный город губернии — входил в десятку лучших уездных городов Российского государства. Он также был одним из красивейших городов Сибири — здесь работали знающие свое дело зодчие, которые создали прекрасные образцы архитектурных сооружений. Лиственница и сосна служили основным строительным материалом. Эти породы и сегодня придают городу и его домам своеобразный колорит. Для украшения деревянных построек енисейские мастера использовали различные виды резьбы. Затейливое кружево обрамляет наличники окон, фронтоны и фризы домов, ворота. Дома оформлялись не только деревянной резьбой, но и изделиями из жести: резными дымниками и водостоками.

Путешественники, ученые, дипломаты, чей путь пролегал через Енисейск, отмечали великолепие береговой панорамы города. Норвежский ученый Фритьоф Нансен, посетивший город в 1913 году, в своем путевом дневнике сделал такую запись: „Около часу дня мы начали различать колокольни, а по мере приближения над рекой стали вырастать зеленые и золотые купола и белые стены церквей…“

После прокладки Московско — Иркутского тракта и Транссибирской магистрали Енисейск, утратив значение главного города Восточной Сибири, становится дальней глубинкой.

Но вскоре период упадка вновь сменяет расцвет. Открытие в 40‑х годах XIX века в Североенисейский тайге месторождений золота явилось значительным импульсом к развитию экономики и культуры Енисейска. Город становится центром золотодобывающей промышленности. В этот период происходит и еще одно знаменательное событие: в 1863 году в Енисейске было построено и спущено на воду первое паровое судно на Енисее, положившее начало регулярному судоходству на великой сибирской реке.

На протяжении всей своей истории Енисейск был местом ссылки инакомыслящих.

 

Монастырское озеро — озеро находится примерно в 30 километрах от города Енисейска, Красноярского края.

По легенде названо братьями иноками, которые пришли на озеро и увидели в нём очертание монастыря. В 1642 году на берегу ими был основан скит, который действовал вплоть до прихода к власти большевиков. Во время церковных репрессий все монахи скита были убиты, а их тела утоплены в озере. Тело одного из монахов не тонуло и плавало на поверхности. Но только стоило убийцам подплыть к нему на лодке, оно сразу ушло на дно. После этого вода в озере стала красноватая, а дно мягкое, как монашеская ряса. Несколько лет после расправы озеро не замерзало.

В 2002 г. на деньги меценатов на месте скита был построен и освящён монастырь. В 2007 году озеро было объявлено памятником природы краевого значения, созданным специально для сохранения уникального природного комплекса, гармонично сочетающего лечебные свойства озера с многообразием растительного и животного мира. Считается, что купание в озере обладает целебной силой, а грязи используют для лечения некоторых болезней, но специальных исследований не проводилось. В Монастырском озере водится редкий золотистый карась.

Отправление т/х вечером.

 

9 День. ТАСКИНО.

Прохождение: Лесосибирск (образованный из трех поселков на правом берегу Енисея имеет протяженность 21 км.), Устье реки Ангары (»… на встречу утренней заре, по Ангаре, по Ангаре«. Именно здесь на протяжении около 10 км можно наблюдать явление, которое называется „слияние двух рек“: воды Ангары голубые, а Енисея — темные, и черта разделения двух рек в одном русле отчетливо наблюдается. В месте слияния ширина Енисея составляет 900 метров, а Ангары 2000 метров), Казачинский порог (один из самых сложных с навигационный точки зрения участок на Енисее, одностороннее движение, скорость течения около 20 км/ч. Для подъема по реке сухогрузов и дизельэлектроходов здесь используется туерная тяга — специальное судно Туер-Енисей, построенное в 1961 году. На протяжении трех километров перепад составляет 3 метра.), „Чертово городище“ (скала, где нарисованы 2 черта), Быстрянский перекат (одностороннее движение), Нижне-Ивановские камни (одностороннее движение), деревня Придивное (красивые места), перекат „Подъеминские камни“ (одностороннее движение), о. Кутейный (в XIX веке во время золотой лихорадки здесь кутили золотодобытчики). ТАСКИНО <К>- прощальный костер на берегу.

 

10 День. АТАМАНОВО — КРАСНОЯРСК.

Прохождение: устье реки Кан, на которой стоит город Канск, многочисленные перекаты, Скала Тельский бык, секретный тоннель, Атамановские камни. АТАМАНОВО <К> — высадка с теплохода после завтрака. Отправление на автобусную экскурсию: эксклюзивное посещение Красноярской ГЭС с посещением машинного зала, осмотром работающей турбины, подъемом на гребень, откуда открывается панорама Красноярского моря, Дивногорск, смотровая площадка „Царь-рыба“. Обед на берегу. Экскурсия в Бобровый лог — Заповедник „Столбы“ с подъемом по канатной дороге. Захватывающая панорама Красноярска и Енисея при спуске не оставит никого равнодушным!

Возвращение на теплоход в Красноярске (Речной вокзал, причал № 2). Свободное время. Ужин на борту.

 

11 День. КРАСНОЯРСК.

Завтрак. Трансфер в аэропорт.

 

Спасибо тебе, Енисей!

 

Енисей — самая многоводная река нашей Родины. Она выносит в океан воды больше, чем реки Европейской части России. Сток Волги в два с половиной раза меньше. Самая большая вода в Енисее бывает в летние месяцы- с июня по август.

В середине октября Енисей в нижнем течении начинает покрываться льдом. Кромка льда постепенно продвигается все дальше вверх по реке, и к середине ноября она вся уже прочно скована ледяным панцирем.

Почти полгода, а на севере-больше, спит Енисей под толстой ледяной шубой.

Наводнения на Енисее бывают не только весной, но и летом. Только летом, конечно, уже по другой причине- из‑за того, что в горных верховьях тает много снега или льет много летних дождей.

Если Волгу мы называем Большой голубой дорогой Европы, то Енисей — грандиозная водная магистраль Сибири. Он соединяет Сибирскую железную дорогу, пересекающую всю азиатскую часть нашей страны с запада на восток, с великим Северным морским путем на Крайнем Севере. Сама природа создала этот путь, причем не только создала, но и сделала очень удобным.

Енисейский бассейн богат буквально всем. Ранее он славился пушниной и золотом, а ныне пришла к нему другая слава- неисчерпаемой кладовой угля, железа, руд разных металлов.

Нет, совсем не стар и не древен Енисей! Молодость его началась недавно: детство длилось более трех столетий, пора же юности- каких‑нибудь несколько десятков лет. У великой сибирской реки большое будущее.