5 декабря 2018 г.
Власти Кировской области обсуждают возможность углубления реки Вятка, а грунт использовать для благоустройства микрорайона областного центра, ежегодно попадающего в зону подтопления. На сайте правительства региона сообщается, что проект обсуждался вместе с перспективой развития судоходства на Вятке в рамках подготовки Кирова к 650-летнему юбилею (в 2024 году).
«Планируется, что после проведения дноуглубительных и дноочистительных работ освободившийся донный грунт можно будет использовать для подсыпки на незатопляемые отметки и для благоустройства территории, ежегодно попадающей в зону подтопления. В частности, речь идет о микрорайоне Вересники», - говорится в сообщении.
Кроме того, после проведения дноуглубительных работ Вятка вновь сможет стать судоходной. «Возобновление судоходства обеспечит полномасштабную деятельность судостроительных, промышленных, лесозаготовительных, транспортных, туристических предприятий региона, улучшит экологическое состояние реки. Кроме того, возможность грузовых перевозок речным транспортом и дальнейшего развития туристических направлений снизит нагрузку на автомобильные дороги», - отмечается в пресс-релизе.
О необходимости возрождения реки эксперты напоминали властям Кировской области на протяжении многих лет. Но каждый раз следовал ответ: на это потребуются «сотни миллионов долларов», а в бюджете таких денег нет. Примерная смета была составлена в 2011 году, и эксперты обозначили следующие цифры: чтобы река стала судоходной, необходимо ежегодно вкладывать около 30-40 млн, не долларов - рублей, в течение 10 лет. При этом в первый год потребуются вложения в объеме миллионов - тоже рублей.
Цифра для области большая, но не критичная. Однако в дальнейшем тема практически не поднималась. Река же продолжала мелеть буквально на глазах, создавая и дальше серьезные проблемы и людям и бизнесу. Еще 30 лет назад река была полноценной транспортной артерией, по которой ежегодно перевозились десятки миллионов тонн грузов и 1,5 млн пассажиров. По реке вплоть до Астрахани ходило около 130 судов разного профиля. Сегодня из всего вятского флота осталось несколько буксиров и прогулочных теплоходов.
Река мелеет по нескольким причинам. Основная - Вятку практически перестали чистить. Обмелению также способствовала добыча песка и гравия. Казалось бы, это должно идти на пользу, поскольку таким образом углубляется дно. Но на самом деле стихийные работы только вредили реке. Она стала произвольно менять русло, подмывать берега, появлялись косы. Сейчас добычу грунта со дна реки прекратили, но за прошедшее время успели натворить немало.
- Есть целый ряд участков, где наблюдаются размыв и разрушение берегов Вятки. В некоторых местах состояние притоков и природоохранных прибрежных зон просто удручающее, - говорит начальник отдела гидрологии ФГБУ «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Тамара Каземирчик.
По ее мнению, для обеспечения судоходства на Вятке необходимы не разовые мероприятия по углублению русла, что делается сейчас, а постоянное наблюдение наносов в наиболее проблемных участках. Для очистки русла нужно иметь специальную технику, возобновить работу «Вятского технического участка» и разработать научно-практическую программу «Судоходная Вятка» с привлечением средств федерального и областного бюджетов. Как это делается, в частности, сейчас с Волгой, на что выделяют свыше 250 млрд рублей.
По мнению председателя ассоциации судовладельцев Кировской области Александра Васенина, Вятке необходимо не только правильное углубление русла, но и дамбы, укрепление берегов.
- Мы собираемся развитие как грузовые, так и пассажирские перевозок, - заявил он. - Но пока все это, к сожалению, только наши планы, что можем - мы делаем. Если со стороны правительства будет оказана какая-то помощь в развитии судоходства, это только приветствуется.
О том, что в «реанимировании» судоходства на Вятке должны быть заинтересованы и частные компании, говорит и заместитель начальника администрации Волжского бассейна внутренних водных путей Игорь Сидоров.
- В настоящее время Вятка и ее притоки могут быть использованы для судоходства на протяжении 1587 километров, - уточнил он, - а задействованы только 685 километров, от Кирова до устья. Вятский район водных путей и судоходства не растерял кадровый состав, есть техника, теплоходы. Есть земснаряд, плавучий кран, которые могут быть использованы на очистке русла реки. Но русло и берегоочистка в настоящее время не финансируются государством, надо искать деньги. По идее они должны выделяться местными бюджетами и заинтересованными частными организациями.
Игорь Сидоров согласен и с тем, что речь должна идти не только об углублении русла. Например, круизный теплоход «Василий Чапаев» компании «Инфофлот» прошедшей весной вновь пришел к Кирову по Вятке, но к берегу так и не подошел из-за отсутствия береговой инфраструктуры. Капитан судна просто не рискует приставать к берегу. Для этого можно было бы использовать хотя бы плавучий дебаркадер, но его нет.
По мнению директора центра активного отдыха «Летучий корабль» Ольги Лобастовой, это обстоятельство сегодня заметно препятствует развитию водного туризма в регионе.
- Постепенно популярность нашего региона растет, туристы едут. У нас много интересных объектов, расположенных на берегу, где мы можем занять гостей, но нет причальной инфраструктуры, поэтому высадиться на берег они не могут, - посетовала она.